2024-04-16

2 thoughts on “Последние дни Сталина

  1. Что сделали с родственниками жён Сталина?

    Среди родственников Сталина тоже оказалось немало «шпионов», «отравителей» и «предателей».

    Сванидзе
    Первая жена Сталина, Екатерина Сванидзе (1885 — 1907), рано ушла из жизни. Сгубили её туберкулёз и тиф. Будущий глава советского государства, а тогда — большевик-подпольщик — искренне горевал по своей «Като» и остался дружен с её семьёй. Их сына Якова воспитывала тёща, с Иосифом поддерживали близкие отношения брат и сестра почившей жены: Александр (и его жена Мария) и Мария Сванидзе. После революции Александр стал наркомом финансов в Грузии, а позднее — зампредседателя Внешторгбанка; нередко бывал в гостях у Сталина в 1930-е гг.

    Почему Сталин решил избавиться от Александра — наверняка мы никогда не узнаем. Это произошло в декабре 1937 г. Сванидзе арестовали и обвинили в антисоветской деятельности, связях с испанскими троцкистами и шпионаже в пользу Германии. Свою вину он признавать отказался. Долгое следствие завершилось приговором к смертной казни. Сталинского шурина расстреляли в августе 1941 г. Реабилитировали его в 1956 г.

    Екатерина Сванидзе. Источник: Wikimedia Commons
    Вслед за Александром арестовали его жену Марию, оперную певицу, и осудили на 8 лет заключения за всё ту же антисоветскую деятельность и поддержку мужа. Ещё больший срок — 10 лет — получила Маро Сванидзе, сестра Александра и Като.

    Аллилуевы
    Утром 8 ноября 1932 г. вторую жену Сталина — Надежду Аллилуеву (1901 — 1932) — обнаружили мёртвой. Её отношения с мужем были очень сложными уже давно. Народу было объявлено, что она скончалась от аппендицита.

    Как и в случае с родственниками первой жены, Сталин находил утешение в дружбе с Аллилуевыми, с которыми мог разделить своё горе: пусть и на свой лад, но он любил Надежду. Довольно близки к нему были её брат Павел и его жена Евгения Аллилуевы. Павел, профессиональный военный, в 1930-е гг. стал комиссаром Автобронетанкового управления РККА. 44-летний Павел вернулся в Москву из санатория, сел за работу в своём кабинете и умер от инфаркта. Возможно, отец Павла и тесть Сталина Сергей Аллилуев неспроста на похоронах обронил фразу: «Павлуша кому-то помешал».

    Жена Павла Евгения была арестована в 1947 г. по нелепому обвинению — якобы это она отравила своего мужа. Больше 6 лет Аллилуева провела в одиночной камере, откуда вышла только после смерти Сталина. Их с Павлом дочь Кира (1920 г. р.), вскоре после матери тоже подверглась аресту; как и мать, реабилитирована в 1950-е гг.

    Сестра Надежды Аллилуевой Анна и её муж Станислав — следующие в списке жертв репрессий, организованных их родственником. Станислав Реденс и сам имел отношение к карательной машине Сталина: возглавлял ГПУ в Закавказье, а затем в Украине и Московской области. В ноябре 1938 г., когда Реденс уже был наркомом внутренних дел Казахстана, его арестовали и обвинили в шпионаже в пользу Польши, тайном меньшевизме, приписках, саботаже, заговоре и казнях невиновных. 12 февраля 1940 г. Реденса расстреляли. Реабилитирован в 1961 г.

    Сталин и Надежда Аллилуева. Источник: telemagazyn.pl
    Анна Аллилуева в виновность мужа не верила. В 1948 г. Анну арестовали и после обвинения в шпионаже также заключили в одиночную камеру. Она получила свободу и реабилитацию, как и Евгения Аллилуева, лишь когда Сталин умер. К тому времени у неё обострилась семейная болезнь — шизофрения; тюрьма подорвала её здоровье.

    Дочь Сталина и Надежды Светлана утверждала впоследствии, что однажды спросила отца, за что тот так поступил с её тётками, и получила ответ: «Болтали много. Знали слишком много и болтали слишком много. А это на руку врагам».

    Аресты родственников ясно демонстрировали всем, что неприкасаемых нет, что каждый должен задуматься — если Сталин сажает и расстреливает родных, то те, кого он называет «соратниками», точно не получат пощады, если чем-то прогневают вождя.

  2. Еще от Е.Р.:
    „Hаш великий Карамзин многое объяснил, рассказывая о другом деспоте Иване Грозном. «Свидетели и жертвы его злодеяний сошли в могилу. Документы об Ивановых зверствах пылились в архивах». К тому же, время стёрло в памяти новых поколений прямую связь между казнями Ивана, истребившего цвет русского боярства, и наступившей впоследствии Смутой едва не уничтожившей русское государство. Так что новым поколениям остались видны только памятники государственной силы и великих побед. И постепенно имя «Мучитель», которым называли его современники, сменилось на очень уважаемое в Азии имя «Грозный». Но История, пишет Карамзин, памятливее людей, История помнит — «Мучитель»… Советую не забывать эти слова великого Карамзина. Так же, как вопрос, который он задал: «Народ ли наш порождает таких правителей или такие Правители порождают такой покорный готовый терпеть народ?».
    +

    C большим сожалением: нынче к почитателям Вождя присоединяется совсем другая группа. Это молодые люди, которым не нравится жизнь за окном. Им опротивел главный дирижёр нынешней нашей жизни — Деньги. Осточертело наблюдать роскошную жизнь властей и всероссийскую коррупцию, ставшую бытом, и жаркие объятия политиков с героями капиталистического труда. Ведь, в отличие от них, Сталин действительно презирал деньги. И быт Хозяина был крайне скромен. Но, презирая деньги, он умело пользовал их, щедро награждая, точнее, разлагая верную партократию… Впрочем, блага у них были лишь до тех пор, пока он позволял им служить ему и… жить.

Вашият коментар

Вашият имейл адрес няма да бъде публикуван. Задължителните полета са отбелязани с *