Home » In Russian, Избрано

“Москва, Черемушки” Шостаковича на сцене Чикагского оперного театра

2012.04.15 Няма коментари

Премьера прошла, впереди – три спектакля

14 апреля в Чикагском оперном театре (далее – ЧОТ)
состоялась долгожданная премьера оперетты Д.Шостаковича “Москва, Черемушки”.
Творческий коллектив во главе с режиссером Майком Донахью создал яркий, интересный, запоминающийся спектакль! Великолепные солисты, прекрасный оркестр
(дирижер – Александр Платт), блестящие декорации, стильные костюмы (художник по костюмам и декорациям Анна Клепикова), яркие танцевальные номера (хореограф – Эрик Шин Фогель) – все на высшем уровне, все сделано очень профессионально и, что самое важное, во всем чувствуется любовь и
уважение к Дмитрию Шостаковичу. Прекрасно понимая пустоту и фальшь советской жизни и советского оптимизма, в музыке “Москвы…” Шостакович применил свое главное оружие – СМЕХ! Музыка композитора насквозь иронична. В ней то и дело
слышатся цитаты и пародии на классические произведения русских композиторов и популярные советские мелодии. Майк Донахью и другие создатели спектакля сохраняют заложенные в партитуре иронию и сатиру.

В полном соответствии с замыслом композитора, Смех – главное действующее лицо спектакля Донахью. Его изобретательная режиссура обыгрывает, кажется, каждую ноту, каждый такт музыки Шостаковича. На одном дыхании смотрится главная ударная сцена Первого акта – Галоп по Москве, в которой минималистскими средствами создана необходимая для этого эпизода атмосфера “полета” автомобиля по Москве. Полны энергии и озорства эпизоды с молодоженами Машей (Эмили Фонс) и Сашей (Адриан Крамер), великолепен танцевальный номер Лидочки (Сара Хитон) и Бориса (Пол Ла Роза), карикатурны “плохиши” – бюрократы-коррупционеры Дребеднев (Мэтт Болер) и Барабашкин (Пол Корона). Все солисты не только прекрасно поют – они артистичны, пластичны, убедительны в своих ролях. Отдельных слов заслуживает исполнительница партии Люси, храбрая Софи Горделадзе. По ходу спектакля ей приходилось несколько раз подниматься на строительный кран и, как заправской спортсменке-скалолазке, подавать реплики и петь сверху. Чего не сделаешь ради Искусства!

Спектакль исполняется на английском языке, но в
диалогах героев то и дело мелькают русские слова: “шофер”, “дорогая”, “молодой человек”, “прописка”, “девушка”, “ЗИЛ”, “ГУМ”, “здравствуйте”, “Зубовский
бульвар”, “Теплый переулок”, “парк Культуры” и даже “Боже мой”! Мне особенно понравилось выражение “лейся музыка, please” из уст героини.

Оперетта “Москва, Черемушки” идет в аранжировке английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни. Она сделана в танцевально-джазовом стиле, в ней многие музыкальные темы Шостаковича приобретают неожиданно утрированный вид.
Макберни заострил пародийность музыки композитора, доведя ее в некоторых местах до фарса.

В беседе со мной перед премьерой режиссер Майк
Донахью говорил, что не старался воссоздать атмосферу пятидесятых годов XX века. Наоборот, он подчеркивал, что действие оперетты происходит сегодня: “Мы стараемся придать свежее дыхание этому произведению”. Сегодня, после премьеры, можно сказать, что “Москва, Черемушки” в ЧОТ смотрится так же современно, как и на московской премьере 1958 года.

Перед началом спектакля возникли технические проблемы в оркестровой яме, и оркестру срочно пришлось “эвакуироваться” на сцену. Музыканты во главе с дирижером расположились на заднем плане, за солистами, что ничуть не повлияло на спектакль. Наоборот, оркестр превратился в полноправного участника действия.

14 апреля на сцене Чикагского оперного театра царил чудесный, веселый, увлекательный, сказочный мир чарующей Музыки, Любви и Красоты, в котором “плохой финал заранее отброшен – он должен, должен, должен быть хорошим”!

Браво, Майк! Браво, Аня! Браво, солисты! Браво,
все участники спектакля! Вы подарили нам, зрителям, настоящий праздник Театра. А тем, кто этого не видел, могу сказать только одно: поторопитесь! Билетов
осталось совсем мало, а спектакль будет сыгран еще только три раза. Такое событие пропустить невозможно!

На прошлой неделе новый генеральный директор
Чикагского оперного театра Андреаш Митишек объявил программу будущего сезона. Как всегда в этом театре, нас ждут неожиданности. Начнем с того, что, в отличие от прошлых лет, в следующем году ЧОТ откроет свои двери непривычно рано – в феврале. Сезон начнется чикагской премьерой оперы американского композитора-минималиста Филипа Гласса “Падение дома Ашеров”. Сочинение написано на основе одноименного рассказа Эдгара Аллана По. Мировая премьера оперы состоялась 18 мая 1988 года в Американском репертуарном театре Кембриджа, европейская – в Музыкальном театре Уэльса в 1989 году. Из наиболее успешных постановок этой оперы отмечу спектакль Польского национального оперного театра 2011 года. В Чикаго мы увидим совместную постановку ЧОТ и Оперы Лонг-Бич, которую также возглавляет Митишек. Режиссер – Кен Казан, известный постановкой оперы Б.Бриттена “Смерть в Венеции” в ЧОТ. Газета ”The Financial Times” дала этой постановке высший балл – пять звездочек.

В апреле 2013 года нас ждет “оперита” Астора Пьяццоллы “Мария де Буэнос-Айрес” – единственная опера, написанная аргентинским
композитором в жанре nuevo tango. Как сказал на пресс-конференции Митишек (он является дирижером и режиссером новой постановки): “Мария – сердце и душа Аргентины, метафора любви и надежды”. Идея сочинения зародилась у возлюбленной Пьяццоллы, исполнительницы аргентинских народных песен из Буэнос-Айреса Эгле Мартин. Пьяццолла был вдохновлен работой и собирался предложить Эгле главную партию. Но пока он дописывал свое сочинение, они расстались. На премьере партию Марии исполнила другая певица, и у композитора начался новый роман. Но это уже совсем другая история… Премьера “Марии де Буэнос-Айрес” состоялась в Опере Лонг-Бич в январе 2012 года.

Сезон 2013 года закроется в сентябре чикагской премьерой оперы Джузеппе Верди “Жанна Д’Арк”. Эта опера стала победителем конкурса “The People’s Opera”, набрав по итогам голосования в 2010 году наибольшее количество голосов зрителей. Этим спектаклем ЧОТ отмечает двухсотлетний юбилей великого итальянского композитора.

Nota bene!
Оперетта “Москва, Черемушки” идет 20, 22 и 25 апреля 2012 года в помещении Harris Theater по адресу: 205 E. Randolph Drive, Chicago, IL 60601, справки и заказ билетов по телефону 312-704-8414 или на сайте www.ChicagoOperaTheater.org. Там же продаются абонементы на спектакли нового сезона. Для новых
подписчиков Чикагский оперный театр предлагает скидку 50%.

Сергей Элькин,

http://sergeyelkin.livejournal.com/

www.sergeyelkin.com

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Москва, Черемушки”

Фото 2. Сцена “Галоп по Москве” из спектакля “Москва, Черемушки”

Фото 3. Сцена из спектакля “Москва, Черемушки”

Фото 4. Пол Ла Роза (Борис) и Сара Хитон (Лидочка)

(Все фотографии Лиз Лорен)

Фото 5. Генеральный директор Чикагского оперного театра Андреаш Митишек

 

Leave your response! Вашето мнение е важно, напишете го!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Моля не ползвайте нецензурни изрази! Всеки коментар, в който има линк, ще изчака редактор да го провери за спам - забавя публикуването.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.