Home » In Russian

Лондон. Февраль тринадцатого. “Глобус”. Впечатления

2013.03.10 Няма коментари

Foto-1Впечатления от Лондона были бы неполными, если бы мне не удалось зайти в легендарный театр Шекспира “Глобус” (“TheGlobe”), уютно расположившийся на берегу Темзы в самом центре города. Спектаклей это время в театре не было (не сезон), а вот на экскурсию попасть удалось. О театре Шекспира XVI и XXI веков – в этой статье.

…Экскурсия пока не началась. Я стою в фойе театра и разглядываю огромное, на всю стенку, “драматургическое” древо Уильяма Шекспира. Двенадцать трагедий, шестнадцать комедий, шесть исторических хроник, четыре поэмы, сто пятьдесят четыре сонета – неплохой итог пятидесяти двух лет жизни Поэта! (В скобках замечу, что в отличие от новомодных течений я все-таки рассматриваю Шекспира как реальное лицо, поэтому исхожу из предположения, что все сочинения, известные как сочинения Шекспира, написал именно он.) Рядом людей развлекают актеры театра – идет репетиция дуэли на шпагах, и две актрисы, не обращая внимания на зрителей, берут уроки фехтования. Понемногу подтягивается народ, подходит экскурсовод, и мы начинаем.

Первый театр “Глобус” был построен в районе Bankside в 1599 году для труппы Уильяма Шекспира “Слуги лорда Чемберлена”. Премьеры многих пьес великого драматурга прошли именно там. “Глобус” был одним из самых успешных театров Лондона, а Шекспир – одним из его совладельцев. Но это продолжалось недолго – всего четырнадцать лет. В 1613 году во время спектакля “Генрих VIII” от театральной пушки воспламенилась тростниковая крыша театра, и “Глобус” сгорел дотла. Шекспир с актерами принялись за дело, и на том же месте был построен новый театр, второй “Глобус”, но уже с черепичной крышей. Он оставался родным театром для шекспировской труппы до закрытия всех театров Пуританской властью Англии в 1642 году. Простояв без дела два года, в 1644 году театр был снесен.

Foto-2Инициатором проекта восстановления “Глобуса” был американский актер, режиссер и постановщик Сэм Уонамейкер. Во время посещения Лондона в 1949 году он был разочарован, обнаружив, что единственным напоминанием о Шекспире на месте “Глобуса” была табличка на стене пивоваренного завода. “Негоже англичанам так обращаться со своими знаменитостями!” – подумал Сэм и решил реконструировать легендарный театр. В 1970 году он учредил фонд, который позже стал Фондом шекспировского “Глобуса”. Главной задачей фонда стало восстановить театр “Глобус” и создать на его основе образовательный центр, посвященный Шекспиру. Место выбрали практически то же самое: первый театр “Глобус” находился на расстоянии приблизительно ста восьмидесяти метров от реконструированного театра на Bankside.

Бедный Сэм собирал деньги двадцать три года. Был разработан детальный проект реконструкции, в основе которого – панорамные рисунки территории, археологические раскопки расположенного неподалеку театра “Роза”, ссылки в пьесах Шекспира. Использованные во время восстановления театра материалы были досконально точными. “Зеленый” дуб был срублен и оформлен в соответствии с принятыми в XVI веке традициями. Дубовые доски и планки поддерживаются на известковом растворе, приготовленном по рецептам того времени. Крыша изготовлена из речного тростника на основании образцов, обнаруженных во время раскопок на месте первого “Глобуса”.

Самая приблизительная часть реконструкции – сцена. Ее проект был создан на основании образцов сохранившихся до сегодняшнего дня зданий соответствующего периода и практических рекомендаций актеров, участвовавших в двух “пробных” сезонах театра (1995-96 годы).

Foto-3При Сэме Уонамейкере театр начали восстанавливать, но меценат умер, не дождавшись окончания строительства. В 1997 году – спустя три с половиной года после смерти Уонамейкера – строительство театра и вспомогательных зданий были завершены, и новый старый “Глобус” вновь распахнул свои двери перед любителями театрального искусства.

Театр “Глобус” стоит на геркулесовых столбах. Они сделаны не из мрамора, а из окрашенного дерева. На стволах этих громадных дубов держится украшенная знаками зодиака крыша – “небесный свод”. Его предназначение – поддерживать чердак, с которого актеры, играющие богов и ангелов, могут спускаться на сцену через самую таинственную дверь в театре – опускную. Эта дверь вела как на чердак, так и под сцену. По преданию, через нее можно было попасть в преисподнюю. Через эту дверь на сцене театра появлялись привидения, ведьмы, черти и другая нечисть.

Зрительного зала как такового нет – есть зрительный двор с двумя галереями вокруг. Во времена Шекспира в невыносимо жаркие дни около тысячи зрителей стояли в этом дворе, и выражение “безденежная вонючая чернь” употреблялась в прямом смысле. Пахло потом и дешевым пивом – простые зрители не привередничали с напитками. Сидели зрители и по краям сцены. Во время спектакля все громко говорили, шутили, смеялись. Часто между зрителями вспыхивали драки. Актерам нелегко приходилось играть в таких условиях. Бывали случаи, когда зрелище останавливали, и актеры убегали со сцены, не желая стать невольными жертвами потасовок.

Забегая вперед, скажу, что сегодня потасовки в театре давно остались в прошлом, а стоячие места сохранились. Во дворе могут разместиться до семисот зрителей. Билеты на стоячие места недорогие – всего пять фунтов, – и этой возможностью охотно пользуются студенты и молодежь. Всего (со стоячими местами) театр рассчитан на тысячу шестьсот человек… Но продолжим экскурсию по театру.

По бокам галерей расположены ложи, предназначенные исключительно для благородных господ. Любители театра побогаче могли за шесть пенсов купить билеты на удобные кресла в этих ложах. Королевской ложи в театре нет, и, как сказал экскурсовод, королевская семья не приходила в “Глобус” из соображений безопасности.

Globe_photo_Pawel_LiberaСцена состояла из двух зон: передней площадки и задней частей, отделенной раздвижным занавесом. Передняя часть использовалась для массовых сцен, шествий, дуэлей (например, сцены из “Макбета” и “Гамлета”). За занавесом обычно исполнялись любовные сцены (свидание Ромео и Джульетты, объяснение Отелло с Дездемоной…). Часто во время постановок на сцене находились музыканты, исполняющие живую музыку.

Реконструкция соответствует оригиналу настолько, насколько позволяют возможности современной науки и традиционных ремесел, так что на данный момент театр “Глобус” является не более и не менее чем наилучшей догадкой о том, каким он был в шекспировские времена.

Мне было интересно сравнить театр “Глобус” с Чикагским шекспировским театром. Я знал, что основатель чикагского театра Барбара Гейнс задумала воссоздать в Чикаго этот зал, но не подозревал, до какой степени они похожи. Отличий только два (правда, они очень существенные) – в Чикаго нет стоячих мест и есть крыша над головой.

Экскурсии в театре “Глобус” проходят каждые полчаса, и каждый раз нет недостатка в зрителях. Экскурсия очень содержательная, интересная, живая. Зрителей проводят по всему театру с остановками во дворе, в ложе и с выходом на сцену. Все охотно фотографируются, а после экскурсии дружно шагают в сувенирный магазин. На Шекспире театр делает деньги подобно тому, как Зальцбург делает деньги на Моцарте. Майки с цитатами из шекспировских пьес, книги, наклейки, пивные и кофейные кружки “Глобус” и “Шекспир”, конфеты и чай… – все называется “Глобус” и “Шекспир”. Все на продажу. “Весь мир – театр.” Шекспир – наше все…

Сегодня театр “Глобус” – один из лучших английских и европейских театров. Всеобщее внимание он привлек к себе в прошлом году, когда перед Летней Олимпиадой 2012 года устроил свою Международную театральную Олимпиаду. На протяжении шести недель тридцать шесть театров из тридцати шести стран мира на тридцати шести языках разыгрывали пьесы Уильяма Шекспира.

Каждый год перед началом сезона заново формируется труппа театра. Спектакли играются с апреля по октябрь. В репертуаре – как бессмертные пьесы Шекспира, так и новые пьесы современных авторов. Ежегодно театр посещают приблизительно четверть миллиона человек.

Среди постановок театра 2013 года – новые инсценировки пьес Шекспира “Буря”, “Сон в летнюю ночь” и “Макбет”, три мировые премьеры по пьесам молодых английских драматургов. В театре состоятся гастроли театра из Южной Африки, Грузинского театра имени Марджанишвили и – это самая приятная новость! – Белорусского Свободного театра. С 23 по 28 сентября хорошо знакомая зрителям Чикаго белорусская труппа представляет “Короля Лира” в постановке Владимира Щербаня с Олегом Сидорчиком в главной роли. Этот спектакль получил высочайшую оценку критики после премьерных показов во время Международной театральной Олимпиады в 2012 году.

Notabene!Билеты на экскурсии и все спектакли, проходящие в Лондонском шекспировском театре “Глобус”, можно заказать на сайте театра http://www.shakespearesglobe.com/, по телефону 020 7401 9919, а также приобрести в кассе по адресу: 21 New Globe Walk Bankside, London, Greater London SE1 9DT.

Сергей Элькин,

http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com

Фотографии к статье:

Фото 1-3. Фото Натальи Матусевич

Фото 4. Фото Павла Либеры

 

 

Leave your response! Вашето мнение е важно, напишете го!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Моля не ползвайте нецензурни изрази! Всеки коментар, в който има линк, ще изчака редактор да го провери за спам - забавя публикуването.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.